Джеронимо: Трагическая История Легендарного Воина-Апача
Отбиваясь как от американских, так и от мексиканских армий на американской границе, Джеронимо возглавил банду Бедонкохе коренных американцев-Апачей, прежде чем их захватили и превратили во второстепенное шоу.
Хотя я стар, мне нравится работать и помогать своему народу, насколько это возможно.» Джеронимо, легендарный воин Апачей, написал эти слова после 75 лет именно так: помогать своему народу.
Джеронимо ненавидел мексиканцев, которые убивали его семью, и за ним постоянно охотились американцы, которые хотели его смерти. Окруженный с обеих сторон, воин и знахарь вел Апачей через жестокий переход от свободно скитающихся юго-западных племен к военнопленным.
Под угрозой поглощения одной из ведущих мировых держав, Джеронимо помог предотвратить полную капитуляцию в течение многих лет — пока он больше не мог.
Это история жизни одного человека, которая превратилась в борьбу за свободу и достоинство.
Содержание
Кто Такой Джеронимо Апач?
Джеронимо, чье имя было Гояоле или Гоятлай, что означает «тот, кто зевает», родился в Каньоне но-Дойон в июне 1829 года. Каньон был тогда частью Мексики, но сейчас находится недалеко от того места, где встречаются Аризона и Нью-Мексико.
До того, как лидер Бедонкохе возглавил Апачей, чтобы защитить свою Родину от посягательств Соединенных Штатов, Джеронимо был простым ребенком, рожденным в суровых реалиях 19-го века. Четвертый из восьми детей помогал родителям обрабатывать два акра земли, сажая бобы, кукурузу, дыни и тыквы.
Поскольку сам человек вышел за пределы ограничений факта, история его происхождения склоняется к мифу. Согласно легенде, после того, как он охотился и убил свое первое животное, он проглотил его сердце сырым на удачу.
Но его удача была пятнистой. Его отец рано умер, а мать Джеронимо предпочла остаться незамужней и жить с сыном.
В 1846 году, когда ему было 17 лет, Джеронимо стал воином. ” Это было бы великолепно», — писал он позже в своей автобиографии. — Я надеялся скоро служить своему народу в битве. Я давно хотел сражаться с нашими воинами.”
Еще одним плюсом было то, что теперь он мог жениться на Алопе, своей давней любовнице. Сразу же после того, как ему предоставили привилегии воина, Джеронимо пошел к отцу Алопе и спросил, Может ли она быть его женой. Ее отец согласился на брак, пока Джеронимо давал ему ”много» пони.
Джеронимо ничего не ответил, но через несколько дней появился перед своим вигвамом со стадом пони и взял меня с собой. Это была вся церемония бракосочетания, необходимая в нашем племени.»У них было трое детей.
Но угрозы их выживания постоянно менялись.
Бедонкохе, принадлежавшие к шайке Апачей-чирикауа, не могли рассчитывать ни на кого, кроме самих себя, и часто совершали набеги на близлежащие местные и мексиканские деревни. Правительство, конечно, не было удивлено этой группой мародеров, нарушающих мир; в середине 1840-х годов правительство Чиуауа, Мексика, выпустило официальную награду за скальпы Апачей. Если вы поймаете и убьете воина-Апача, то получите 200 долларов, что эквивалентно нескольким тысячам сегодняшних долларов.
Джеронимо: Любовь, Потеря И Трагедия
Летом 1858 года Джеронимо изменился. Кроткий, миролюбивый человек превратился в воина, одержимого жаждой мести.
Все это произошло, когда его племя отправилось в мексиканский город под названием Каския. В то время как мужчины шли в город в течение дня, чтобы торговать с местными жителями, женщины и дети оставались в лагере, в то время как несколько мужчин стояли на страже.
Но однажды, когда торговцы вернулись, все — включая жену, мать и детей Джеронимо-были жестоко убиты. Сельские жители сказали им, что мексиканские войска из соседнего города совершили убийство.
Видя, что вся его семья хладнокровно убита, Джеронимо остался с ненавистью к мексиканцам, которую он никогда не преодолевал.
«Я больше никогда не был доволен нашим тихим домом», — писал он. — Я поклялся отомстить мексиканским солдатам, которые причинили мне зло, и всякий раз, когда я…видел что-нибудь, напоминающее мне о прежних счастливых днях, мое сердце жаждало отомстить Мексике.”
Смерть его семьи и последующая жажда возмездия поставили Джеронимо на путь битвы и кровопролития. И визит бестелесного голоса разжег его огонь.
Джеронимо, Бесстрашный Воин
Лидер Апачей был в глубоком трауре, когда услышал голос, успокаивающий его опасения по поводу опасности возмездия. По его собственным словам, он был утешен и сказал, что оружие врага не тронет его — что он будет в безопасности, если будет искать мести.
— Ни одно ружье тебя не убьет, — сказал голос. — Я возьму пули из пушек мексиканцев, и у них не останется ничего, кроме пороха. И я буду направлять твои стрелы.”
И действительно, Апач оказался практически невредимым в следующей стычке с мексиканскими солдатами.
Рассказы о нем в битве восхваляли его храбрость и жестокий боевой стиль. Он не знал, как стрелять из пистолета, и поэтому бежал к врагу зигзагообразно, избегая пуль, пока не подобрался достаточно близко, чтобы ударить их ножом.
Он так напугал своих мексиканских врагов, что они начали кричать: “Джеронимо!- Некоторые считают, что они выкрикивали испанское слово «Джером» и умоляли Святого Джерома о помощи, чтобы избежать ярости Джеронимо.
Прозвище застряло — как и возобновившаяся страсть мужчины к беспощадной войне. Это сочетание гнева, бесстрашия и мастерства сделало Джеронимо одним из самых уважаемых бойцов «Апачей», о котором американцы скоро узнают.
Война Апачей Против Мексиканских И Американских Войск
Калифорнийская золотая лихорадка принесла интенсивный приток американцев на Запад. С конца 1840-х до 1860-х годов сотни тысяч мигрировали в Калифорнию и соседние регионы, чтобы испытать удачу в добыче золота, серебра и меди. Многие поселились в Нью — Мексико-на землях Апачей.
Когда война с коренным населением вышла из-под контроля, армия США ввела законы для защиты вновь прибывших. Федеральное правительство объявило, что все коренные американцы, живущие в Аризоне и Юго-Западном Нью-Мексико, должны быть перемещены в резервацию Сан-Карлоса Аризоны в 1870-х. Резервация, известная как” Адские 40 акров», была засушливой и безлесной. Это была тюрьма Апачей.
Джеронимо был свободным человеком, даже когда американское правительство сказало ему, что он был едва последним. Он не следовал их приказам и не уважал их навязывание своей автономии. Поэтому он и Джух, еще один лидер Апачей, взяли с собой две трети чирикауа в резервацию Охо-Кальенте в Нью-Мексико вместо того, чтобы идти в Сан-Карлос, как было приказано.
Но опять же, удача Джеронимо скоро кончилась. Разведчики-Апачи предали его, сказав, что визит американского агента Джона Клама в Сан-Карлос-всего лишь мирная встреча. Вместо этого Клам захватил Джеронимо и его людей и отвез их в Сан-Карлос, где они были закованы в кандалы. Клам надеялся, что американское правительство предаст их смерти.
В почти невыносимо темной параллели с завоеванием Америки Колумбом многие заключенные в Сан-Карлосе были подвержены таким болезням, как оспа. В то время как они были накормлены, заключенные питались голодным пайком. Условия были настолько мрачными, что Джеронимо не потребовалось много времени, чтобы организовать побег.
В 1878 году он и его друзья бежали в горы.
Краткая Свобода И Тюремное Заключение
Он сдержал свое слово, поскольку остальная часть его жизни состояла из ненасильственного плена, который не произвел никакого дальнейшего кровопролития с его стороны-просто бесстыдная эксплуатация. До этого, к сожалению, с его близкими должно было случиться больше потерь и трагедий.
Двадцать семь Апачей были запиханы в вагоны. 8, 1886, и доставлен в Пенсаколу, Флорида. Джеронимо был обречен пилить бревна. Многие из них умерли в пути от туберкулеза. В следующем году истощенных пленников перевезли в казармы Маунт-Вернона в Алабаме.
Именно здесь Джеронимо — нездоровый, недокормленный, испытывающий духовные трудности-принял непостижимо трудное решение позволить своей новой беременной жене ИГ-тедде и их дочери Ленне уехать в Нью-Мексико. В культуре Апачей это было равносильно разводу. Это был последний раз, когда он их видел.
В 1894 Джеронимо и 341 другой военнопленный Chiricahua были транспортированы на американскую военную базу в Форт-Силле, Оклахома. Ему не терпелось двинуться с места; он представлял себе, что все его люди будут иметь в своем распоряжении “ферму, скот и прохладную воду”.
” Я больше не считаю себя индейцем», — сказал он американским солдатам. «Я белый человек и хотел бы ходить и видеть разные места “ Я считаю, что все белые мужчины-мои братья и что все белые женщины — мои сестры-вот что я хочу сказать.”
Но правительство не позволяло им ассимилироваться. Вместо этого Апачи остались политическими заключенными. Правительство отдавало им скот, свиней, цыплят и индеек, но они не знали, что делать со свиньями, поэтому не держали их. Когда они продавали свой скот и урожай, правительство оставляло часть заработанных денег себе и вкладывало их в “Апачский фонд”, из которого Апачи, по-видимому, не получали никакой выгоды.
” Если есть Фонд Апачей, — писал Джеронимо, — то он должен быть когда-нибудь передан индейцам или, по крайней мере, у них должен быть счет, потому что это их доход.”
Американская эксплуатация коренных народов Нового Света
Журналисты посещали постоянно задержанного Апача и, очарованные его легендой, часто спрашивали, могут ли они увидеть одеяло, которое он сделал из 100 скальпов своих жертв. Он разочаровал всех, кто задавал вопросы, поскольку эта история была просто пропагандой, чтобы исказить публичный дискурс против коренных американцев. Все, чего он хотел и о чем просил, — это позволить своим братьям и сестрам-Апачам вернуться на юго-запад.
— Мы исчезаем с лица земли, — сказал он. «Апачи и их дома были созданы друг для друга самим Усеном (Апачом-животворящим). Когда их забирают из этих домов, они заболевают и умирают. Сколько времени пройдет, пока не скажут, что Апачей нет?”
Джеронимо быстро стал знаменитостью апачских войн, так как англо-американцы видели в таких туземцах, как он, не более чем дикаря или обезьяну в кандалах — что-то, на чем можно заработать деньги. Его невольная карьера в качестве экспоната началась в 1898 году, когда он появился на транс-Миссисипи и международной выставке в Омахе, штат Небраска. В 1904 году он появился на Всемирной выставке в Сент-Луисе, штат Миссури.
Он, по-видимому, не испытывал угрызений совести из — за того, что ему досталась часть этого прибыльного пирога со знаменитостями-даже если ярмарки рекламировали его как “худшего индейца, который когда-либо жил.- В конце концов, именно его люди платили за то, чтобы увидеть.
«Я продал свои фотографии за двадцать пять центов, и мне разрешили оставить десять центов для себя”, — писал он. -Кроме того, я написал свое имя за десять, пятнадцать или двадцать пять центов и сохранил все эти деньги. Я часто зарабатывал по два доллара в день, а когда возвращался, у меня было много денег — больше, чем когда-либо прежде.”
Независимо от нового расположения Джеронимо — или, возможно, отчасти из — за него-его деловая смекалка была оценена даже после его смерти. Брюс Шакелфорд, который оценивал вещи Джеронимо, когда проходил мимо, был ошеломлен дальновидностью Джеронимо с точки зрения брендинга и привлекательности клиентов.
— Я видел его подпись на маленьких барабанах, на подписанных фотографиях его самого, — сказал он. — Я имею в виду, этот парень был олицетворением раннего маркетинга. Этот парень был знаменитостью. И он был главной знаменитостью. Он убивал белых людей и ставил их на муравейники. Он был плохим парнем … Он продавал артефакты, и они не обязательно имели какое-то отношение к Апачам. Люди приносили ему вещи, которые он мог продать, и они знали, что могут получить больше денег за это с его подписью, поэтому они заключили сделку.”
Последние Дни Джеронимо
Джеронимо надеялся убедить президента Теодора Рузвельта позволить ему и Апачам вернуться домой на юго-запад. Он даже обратился в Голландскую Реформатскую церковь — церковь Рузвельта — в 1903 году, чтобы стать на его хорошую сторону. И хотя он присутствовал на второй инаугурации президента в 1905 году, а затем встретился с президентом, ему было отказано в просьбе.
Через переводчика Рузвельт сказал Джеронимо, что у него «больное сердце».- Ты убил многих моих людей, ты сжег деревни, — сказал он . «[Вы] не были хорошими индейцами.”
Тем не менее, Джеронимо посвятил свою автобиографию Рузвельту, надеясь, что он прочитал ее и понял Апачскую сторону многолетнего конфликта.
” Я хочу вернуться в свой старый дом, прежде чем умру», — сказал Джеронимо репортеру в 1908 году. «Устал от борьбы и хочу отдохнуть. Хочу снова вернуться в горы. Я попросил Великого белого отца [президента Рузвельта] позволить мне вернуться, но он отказался.”
К этому моменту у Джеронимо появилась еще одна жена (Апачи были полигамны), Зи-Йе. Разубедленный отказом Рузвельта вернуться домой, Джеронимо проводил время, играя в азартные игры, участвуя в соревнованиях по стрельбе и делая ставки на скачки. Зи-Йе сделал туберкулеза, что привело Джеронимо заботиться о домашнем хозяйстве.
Он мыл посуду и подметал пол, убирался в доме и заботился о своей большой семье. Джеронимо был так явно предан своей дочери Еве, которая родилась в 1889 году, что один посетитель заметил: “никто не может быть добрее к ребенку, чем он был к ней.”
Примерно в 1908 году возраст Джеронимо начал заметно влиять на его повседневную жизнь. Он ослабел, и его разум начал блуждать. Он начал забывать. Его путь к великому запредельному начался в феврале. 11, 1909, когда он продал некоторые луки и стрелы в Лоутоне, Оклахома.
Джеронимо тратил свой заработок на виски. В ту ночь он ехал пьяный, случайно упал с лошади и приземлился в ручье. Только на следующее утро его обнаружили. Он был жив и здоров, если не считать уже начавшейся пневмонии.
Его последним желанием было отправить детей в Форт Силл, чтобы они были рядом с ним, когда он переедет. Неясно, кто именно получил эти указания неправильно, но этот запрос был отправлен через письмо, а не телеграмму. Джеронимо умер в феврале. 17, 1909, до того, как его дети прибыли. Ему было 79 лет.
Свежие комментарии