Анна Карина о любви, кино и бытии музы Жан-Люка Годара
После своей определяющей карьеру работы с французским режиссером, актриса Анна Карина продолжила сотрудничать с Сержем Генсбургом, писать романы и записать два альбома. Она говорит о жизни, полной сильных взлетов и падений …
Мне очень нравится сцена в оркестре Жан-Люка Годара, где звезды танцуют Мэдисон внутри парижского кафе. Я люблю его ветхую энергию и беззаботное очарование; его хлопки в ладоши и щелчки пальцами и то, как Годар продолжает резать музыку, как сумасшедший ди-джей, чтобы рассказать нам, что каждый персонаж думает в тот самый момент. Годар был великолепен в создании такого озорства. Ему нравилось поднимать капот, чтобы показать двигатель фильма. Он показал нам фикции и трения, стоящие за действием на экране.
Еще в те дни Анна Карина была вдохновением Годара: его личной страстью и его публичной игрой (а иногда и наоборот). Пара поженилась в 1961 году, развелась в 1965 году и сняла вместе восемь фильмов, от «Маленький солдат/Le Petit Soldat«, 1960 до Сделано в США/Made in U.S.A 1966.
Эти роли, как оказалось, были созданы ею – хотя она, по той же самой причине, была создана ими. Все, что требовалось Годару, Карина предоставляла сама. Она могла быть упрямой и своенравной, великолепной и сломленной. Она была искрометной свободной духом французской новой волны., со всеми шрамами, которые влечет за собой эта должность. — В моей жизни было много взлетов и падений, — признается она. — И эти холмы были, знаете ли, очень плохи. Очень низки».
Более чем через полвека после того, как она щелкнула пальцами в Bande à Part, Карина посещает ретроспективу Годара в лондонском BFI Southbank. Она несется по коридору, как беглец от правосудия – закутанная в плащ и шарф, с головой, окутанной коричневой фетровой шляпой. В одной руке она сжимает бокал розового вина, другой указывает путь в зеленую комнату и сравнительную безопасность.
Содержание
Тогда ее звали Ханна Бларк Байер
Публицист хочет знать, что она хочет на обед. — Вуаля, — говорит она. «И да, еще один бокал вина».
Пока она изучает меню, я просматриваю программу BFI. Она описывает Карину как «музу Годара» — прекрасно для целей ретроспективы, но она скорее игнорирует всю работу, которую она сделала с тех пор. Кроме того, он должен был бы застрять в зобу, будучи описанным как муза. Это кажется таким устаревшим, снисходительным ярлыком, как будто женщина существует только для того, чтобы облегчить великого человека.
Но Карина не согласна, ей нравится быть музой. «Как же я могу не гордиться этим?- она спрашивает меня в ужасе. «Может быть, это слишком много, звучит так напыщенно. Но, конечно, я всегда очень тронута, когда слышу, как люди говорят это. Потому что Жан-Люк сделал мне подарок, чтобы играть все эти роли. Это было похоже на Пигмалиона, понимаете? Я была Элизой Дулитл, а он учителем.- При этом она недолго общается с Генри Хиггинсом. — Клянусь Юпитером, — говорит она. “Я думаю, что у нее это есть.”
Я думаю, что она оказывает себе медвежью услугу. Сам Годар описал ее как «женщину действия», активного соавтора в тех ранних картинах. Ее предыстория тоже полна смекалки и мужества. Родившись и выросшая в Дании, Карина провела четыре года в приемной семье, а затем автостопом добралась до Парижа в возрасте всего 17 лет. Она умоляла местных священников найти ей место для ночлега, а потом сама учила французский, ходя в кино. Разведчик талантов заметил ее за пределами Les Deux Magots , после чего она начала работать моделью для Coca-Cola а также Pepsodent, Pierre Cardin и мыло Palmolive. Тогда ее еще звали Ханна Бларк Байер. Дизайнер Коко Шанель порекомендовала ей сменить его на что-то более драматичное.
У неё не было денег
Щелчок пальцами, скачкообразный разрез: теперь это начало 1960-х гг. Карина сыграла про-алжирскую активистку в фильме Маленький солдат/Le Petit Soldat и получила награду в Берлине за свою роль в драмедии Женщина есть женщина/Une femme est une femme, 1961
Она и Годар-самая фешенебельная пара в городе, о ней всегда говорят с восторгом и восхищением, куда бы они ни пошли. Это звучит как сказка, но реальность граничила с кошмаром.
Актриса печально улыбается. — Кошмар какой-то!» так она говорит. — Ну да, иногда так и было, я никогда не могла понять его поведения. Он говорил, что пойдет за сигаретами, а потом возвращался через три недели. И в то время, как женщина, у тебя не было чековых книжек, у тебя не было денег. Итак, он встречался с Ингмаром Бергманом в Швеции или Уильямом Фолкнером в Америке. А я сидела в квартире без всякой еды».
Она пыталась покончить с собой
Все это звучит достаточно плохо. Но, распахивая дальше слухи Карины, можно найти мимолетные ссылки на неверность, выкидыш, передозировку барбитуратами. Я не уверен, насколько это верно, или ингредиенты драмы Безрассудная любовь каким-то образом сумели перепутать себя с реальной жизнью.
— Нет, это правда, — говорит Карина. “У меня были плохие времена. Мы поженились, потому что я была беременна. Но потом я потеряла ребенка. Взлеты и падения. А потом, когда появился Бандэ а Парт, я была в очень плохом состоянии. Я больше не хотела быть живой. Я пыталась покончить с собой, и они отправили меня в сумасшедший дом».
Какое-то заведение? «Ну да, — продолжает она. «И я вовсе не была сумасшедшей. Но это была плохая ситуация в то время для женщин – вы могли бы быть там навсегда. Но психоаналитик помог мне выбраться. Потом подошел Жан-Люк и сказал: «о, завтра у тебя съемки.’ Посторонние/Bande a part, 1964 Криминальный фильм про ограбление. Этот фильм, наверное, спас мне жизнь».
Карина уйдет от Годара
Карина говорит, что ей всегда нравилась актерская игра, потому что актерство предполагает становление разных людей. Ее жизнь, по ее собственному признанию, состояла из постоянных переосмыслений. Она бежала из Дании в Париж, потому что ей не нравилась ее домашняя жизнь (ее мать была в долгах, ее отчим был жестоким. «Я могу сказать все это сейчас, потому что все мертвы»). Из этого следовало, что в конце концов она тоже уйдет от Годара.
Если бы Карина была музой, она могла бы исчезнуть в этот момент. Вместо этого, похоже, она пошла от силы в силу – сотрудничая с Серж Генсбур на Roller Girl — 1967, сочиняя три романа и создавая то, что может быть ее лучшим исполнением, в скандальном «La Relieieuse» Жака Риветта, играя мятежную начинающую монахиню в ссоре с церковью. При упоминании об этом глаза Карины расширяются.. “Ты помнишь тот фильм?”
Режиссура-это не ее работа
В 1972 году она обратила свою руку на написание и режиссуру. Жить вместе/Vivre ensemble, 1973 была хлипкой, летающей контркультурной комедией, которая играла на Каннском кинофестивале и оказалась затянутой критикой. — Людям это действительно не нравилось. ‘А что она здесь делает? Это не ее работа, она должна оставаться актрисой.’ Но я просто хотела посмотреть, смогу ли я это сделать, вот и все. И я писала романы. А пение-это два альбома, или я уже так сказала?- Она скорчила гримасу. «Я больше не пою. Наверное, я уже старею».
Годар, конечно, тоже пошел дальше. После его расставания с Кариной фильмы режиссера стали более экспериментальными, более загадочными, кульминацией которых стал смешанный «Навахо английский» из фильма «Социализм» и трехмерная головоломка «Прощай, язык». «Мне нравятся более ранние, — признается Карина. «Чем раньше люди, тем более абстрактными. Как кубистские картины — не так весело. Однажды в Лос-Анджелесе я пошла в музей и заплатила 25 долларов, и что я увидела? Белые кубики! В чем дело? Я возвращаюсь к билетной кассе и говорю: «Я хочу вернуть свои деньги. Я не хочу смотреть на белые кубики ».
Свежие комментарии